Наша рассылка
Хотите быть в курсе событий нашего Прихода и Православного мира? Тогда Вы можете подписаться на нашу почтовую рассылку, заполнив данную форму. 
Управление подпиской
Православные новости

Церковь Спаса Нерукотворного (с. Караваево)

Церковь построена помещиком Х.Л. Молоствовым в 1793 году и простояла до 30-ых годов 20 века. Храм каменный трёхпрестольный. Главный престол посвящён Нерукотворному Образу Спасителя, правый придел во имя вмч. Димитрия Солунского, левый в честь Владимирской иконы Божией Матери. 22 сентября 2014 года в церкви впервые за много десятков лет был отслужен молебен на восстановление поруганной некогда святыни.



Спасский храм в Караваево - один из самых старинных храмов, наиболее сохранившийся до наших дней. Даже в наши дни он не утратил своего былого величия и внутренней силы. Церковь в селе Караваево была сооружена в типичном для конца XVIII века стиле классицизм. Колокольня трехъярусная, состоит из трех установленных друг на дружку четвериков продолговатой формы. Два верхних яруса имеют вытянутые арчатые проемы звонов. Сейчас бы сказали, что цоколь здания облицован натуральным камнем. Но в XIX веке до производства "ненатурального" камня еще не додумались, в дело шел белый камень или обыкновенный гранит. Кованая входная дверь. Восьмерик имеет весьма необычную несимметричную, усеченную с восточной стороны форму. 

Церковь Спаса Нерукотворного образа построена в 1793 г. на средства помещика Христофора Львовича Молостова. Здание каменное, с такой же в одной связи колокольней. B 1880 - 1882 году храм перестроен на средства местных помещиков Петра Акинфиевича и Веры Андреевны Демидовых, их усадьба находился рядом с храмом. В приход в
начале XX века входили помимо с. Караваево деревни Войкино и Языково. Снаружи заново отремонтирована в 1895 г., а внутри - в 1890 г.. Ограда вокруг церкви каменная с деревянными решетками. Весь храм теплый.

Иконостас в главном храме четырехъярусный, устроенный в 1882 г. и обновлён в 1890 году, а в приделах - двухъярусные. Престолов три: во имя Спаса Нерукотворного образа, в правом приделе - во имя великомученика Дмитрия Солунского, а в левом - в честь Владимирской Божьей Матери.
 
Кружечных сборов в 1910 г. - 540 руб., земли - 49 десятин, средний доход - 350-400 рублей. В приходе две церковно-приходские школы: в с. Караваево и в д. Войкино. В библиотеке 53 книги. Церковно-приходская школа открыта 15 октября 1884 года. С самого начала и в 1887 году размещалась в доме попечителя, землевладельца Демидова. Преподавали священник Федор Иванович Фортунатов и дьякон Иван Михайлович Красновидов, из попечительства выделялось всего по 15 рублей. В 1887 году училось 20 мальчиков.
 
Приход: село Караваево (русские): дворов - 174, мужских душ - 531, женских душ - 528; д. Языково (русские): дворов - 35, мужских душ - 117, женских душ - 120; д. Войкино (мордва): дворов - 214, мужских душ - 621, женский душ - 640; д. Хлуденевка (мордва): дворов - 31, мужских душ - 81, женских душ - 90; д. Стракеевка (мордва): дворов - 19, мужских душ - 167, женских душ - 60.

Колокола в последний раз жалобно пробили, когда их снимали в начале тридцатых годов. Колокола сняли, один "определили" в пожарную часть, другой - на переплавку в районную "Сельхозтехнику". Община фактически перестала действовать с 1930 года, но формально церковь была закрыта только в 1941 году. В 1941 году было возбуждено повторное дело о закрытии церкви. Решение по нему было принято Указом Президиума ВС ТАССР 11 марта 1941 года, после вторичного общего собрания граждан, где присутствовало 118 человек из числа местных жителей. На собрании было «единогласно» принято решение: «Просить РИК о передаче здания церкви с\Совету для использования под культурное учреждение».

Духовенство:
Ранее 1811 - 1827 священник Евграф Иванов (1778 - 1827).
С 1833 и в 1834 - священник Стефан Гаврилович Дезидериев (р. 1810),  сын священника села Омары (ныне Мамадышского района), закончил полный курс Казанской духовной семинарии.
1869 - 1905 - священник Феодор Александрович Фортунатов (1842 - 19.11.1914), сын священника села Караваево, выпускник Казанской духовной семинарии 1864 года. С 1865 года священник - в село Лебяжье, с 1868-го в село Тенеево Лаишевского уезда. Торжественный юбилей тридцатилетнего служения отца феодора в Караваево праздновался в 1899 году во время посещения села архиепископ Казанским и Свияжским Арсением (Брянцевым). Скончался на покое в с. Караваево.
1905 - 1911 священник Алексей Алексеевич Урбанский (р. 1871), закончил 2 класса Казанской духовной семинарии и Казанские миссионерские курсы. Псаломщик - с 1887-го, дьякон - с 1893 г., в священники рукоположен в 1900 году, после окончания курсов.
1911 - 1914 священник Алексей Иванович Анонимов, сын священника с. Куркуль, выпускник Казанской духовной семинарии 1898 года, преподавал в двухклассной церковно-приходской школе при Кизическом монастыре. С 1901-го священник в с. Кокрять Спасского уезда. 18 октября 1914 года переведен в с. Чепчуги (ныне Высокогорского района).
1914 - после 1917 - священник Александр Николаевич Яхонтов (р. 1873), закончил 2 класса Казанской духовной семинарии, псаломщик - с 1894 года, дьякон - с 1898 года.  В 1905 году рукоположен в священники в с. Ермаково Чистопольского уезда.
В 1896 - 1917 годах старостой храма был крестьянин с. Караваево Василий Данилович Морозов. В 1903-м "за усердие" он был награжден золотой медалью.



Село было основано стольником А. А. Козьминым-Караваевым вскоре после 1710 года быстро заселено. Крестьянское общество делилось на две части одна была за помещиками Киселевыми, втрорая за Демидовыми. Вплоть до начала XX века село имело сразу три названия: Караваево, Красный Яр (село стоит на правом берегу реки Актай с крутыми глинистыми обрывами) и Спасское (по имени церковного престола). До реформы 1861 года жители села относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, кузнечным и портняжным промыслами. В начале XX века кроме Спасской церкви в селе функционировала церковно приходская школа (в 1904 году училось 48 мальчиков и 30 девочек), 1 водяная, 6 ветряных мельниц, красильня, кузница, 5 мелочных лавок. Число жителей: в 1782 г. — 355 душ мужского пола, в 1859 г. — 964, в 1897 г. — 1230, в 1908 г. — 1533, в 1920 г. — 1142, в 1926 г. — 863, в 1938 г. — 632, в 1949 г. — 375, в 1958 г. — 412, в 1970 г. — 443, в 1979 г. — 335, в 1989 г. — 244 чел.

За апсидой находится могила местного помещика – генерал-майора Николая Дмитриевича Булыгина и его жены Софьи Порфирьевны Булыгиной (Молоствовой).
Теперь надгробие находится рядом с храмом, за низкой металлической оградкой, огромный, черного,  матового блеска, мраморный камень, погребальная плита. И надписи на 4 гранях. Первая: "Здесь покоится прах генерал-майорши Софьи Порфирьевны Булыгиной. Родилась 6 ноября 1806 года, умерла 22 сентября 1847 года".  На второй стороне памятника:

"Здесь покоится прах генерал-майора Николая Дмитриевича Булыгина. Родился 17 декабря 1798 года, помер 29 октября 1854 года". Грань напротив второй: "Господи, прими душу с миром" и "Незабвенному другу души".

Николай Дмитриевич возглавлял в Казани корпус жандармов в николаевское время, то есть бороться с крамолой. Его супруга Софья Порфирьевна была дочерью Порфирия Молостова - брата выше упомянутого Христофора. Булыгины и Молостовы были в близком родстве. Эти две фамилии неоднократно пересекались. Род Молостовых был богатейшим в Казанской губернии, в Спасском уезде им принадлежали десятки сел и десятки тысяч гектар земли.

Отцом Николая Дмитриевича был Дмитрий Александрович Булыгин (ум. в 1830 г.) генерал-майор, артиллерист. Он 1812 году возглавил Казанское ополчение, которое с боями дошло до Парижа, участвовало во многих знаменитых сражениях той войны.

Свадьба Софии Порфирьевны и Николая Дмитриевича состоялась в 1830 году. Для Булыгина это была очень выгодная партия: Софья Порфирьевна считалась очень богатой наследницей, за ней были также земли Симбирской и Самарской губерниях. Именно при Николае Дмитриевиче возводится усадьба при селе Языково. Разбивается сад с ажурными беседками, аллеями. С кирпичного дома открывался прекрасный вид на окрестности и на реку Актай. Следы этого заброшенного сада сохранились и поныне, а также сохранилось и само здание барского дома. У Николая Дмитриевича и Софьи Порфирьевны Булыгиных родилось 8 человек детей.

После смерти Николая Дмитриевича усадьбой стал владеть и его сын Александр Николаевич, часть земли принадлежала его племяннику Николаю Дмитриевичу. Последний вел крайне расточительный образ жизни, и по настоянию дяди над ним в начале ХХ века была учреждена опека. Это не помешало Николаю Дмитриевичу продать свою часть земель А. А. Демидову, владельцу второй части села. Демидов был представителем Казанской ветви знаменитых горнозаводчика, он также владел водочным заводом и землями в соседнем Ямкино.

22 сентября 2014 года в Спасской церкви села Караваево, благочинным Алексеевского благочиния протоиереем Павлом (Чурашовым) впервые за много десятков лет был отслужен молебен на доброе дело - на восстановление поруганной некогда святыни и на обретение духовной составляющей сельчан. В субботу 13 декабря 2014 г. состоялось освящение и установка купола колокольни Караваевской церкви. Освятил купол иерей Илия (Маташов). 3 июня 2015 г. в престольный праздник Владимировской Божией Матери, была отслужена первая литургия после закрытия храма. В престольные праздники совершаются литургии. В храме отпевают. С 2014 года в храме не только установлен малый купол, но также вставлены все окна, залит бетоном пол, установлены железные двери, сделана перегородка иконостаса, восстановлено крыльцо с навесом.

Ссылка на группу ВКонтакте, где можно посмотреть фото: https://vk.com/club78045057




Наши видеоканалы:
Пожертвования