Наша рассылка
Хотите быть в курсе событий нашего Прихода и Православного мира? Тогда Вы можете подписаться на нашу почтовую рассылку, заполнив данную форму. 
Управление подпиской
Православные новости

Православный взгляд на проблему пьянства

Вино, этот продукт виноградной лозы, известно практически с самого начала человеческой истории. Люди издавна заметили и оценили его пользу для организма, его бодрящий, тонизирующий и целебный эффект. «Вино веселит сердце человека», - восклицает псалмопевец Давид. Апостол Павел прямо советует своему ученику Тимофею регулярно принимать понемногу вина по причине его проблемы с желудком. Концепцию умеренного употребления вина мы встречаем и у святых отцов, например, у св. Иоанна Златоуста. Он писал: «Ничто не может быть столь полезным врачеством против печали, как употребление вина, только бы неумеренность не уничтожала происходящей от него пользы».
Однако сколько существует вино, столько существует и проблема его неумеренного употребления. Многие болезни древности, неоднократно разгоравшиеся эпидемиями, давно уже побеждены и ушли в историю, а зелёный змий по-прежнему и с не меньшей силой продолжает обвивать и душить человечество. С пьянством связан алкоголизм – хроническое или наследственное заболевание, проявляющееся зависимостью от алкоголя и патологией организма.
Понятное дело, профилактика и лечение пьянства и алкоголизма могут быть действенными только в том случае, если правильно уяснены их причины. В светской науке взгляд на эти причины и широк, и запутан. Здесь называются и плохие социальные условия, и экономическая нестабильность, и хроническая перегрузка психики, и дурная наследственность, и климато-географический фактор, и фактор национально-этнографический.
Влияние подобных факторов несомненно, однако христианству свойствен всё же более глубокий, духовный взгляд на данную проблему, впрочем, как и на все проблемы и болезни современности. Если обратиться к писаниям Святых Отцов, то в них найдём множество высказываний на тему пьянства. Очень точное и краткое его определение дал святитель Василий Великий: «Пьянство – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». Через порабощение пьянству к человеку привязывается нечистая сила, и он становится в той или иной степени одержимым. О том , что это действительно так, говорит хорошо известная поговорка: «Напился до чёртиков». И это не простая метафора, а демонический опыт. Человек в визуальных образах видит перед собой демонов, чаще всего окрашенных в зеленый цвет. Характерно, что жрецы некоторых религий употребляют опьяняющие напитки перед своими ритуалами.
У Святых Отцов встречаем много наставлений о том , как избавиться от греховной страсти пьянства. Все их можно свести к тому, что для преодоления недуга необходимы вера, исполнение христианских заповедей, молитва, пост, смирение, искреннее покаяние перед Богом в таинстве исповеди и регулярное причащение Святых Христовых Таин.
Прежде всего страдающему недугом необходимо чётко осознать своё рабство алкоголю. Это зачастую очень нелёгкий шаг, ибо многие в данной ситуации склонны не признавать себя зависимыми и считают себя способными в любой момент, как только по-настоящему пожелают, освободиться от пагубного пристрастия. Фактически человек здесь лжёт и самому себе, и окружающим. Признав же себя находящимся в плену страсти, он преодолеет как эту ложь, так и более серьёзный грех гордости, а как известно, «Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать». Но важно, чтобы это признание было не просто констатацией факта, а привело бы к желанию избавиться от алкогольной зависимости.
Здесь важны усилия как самого страждущего, так и всех его родных, членов его семьи. От них требуется, во-первых, усиленная молитва, на которую очень желательно сначала получить благословение священника. Оно не раз поддержит потом в возможные минуты отчаяния. От них потребна любовь, причём жертвенная, то есть не ожидающая ответной любви. Ибо ясно, что придётся много терпеть как от самого болящего, так и от бесов, которые будут непременно восставлять его против вас. Далее, следует взглянуть и внутрь самих себя и спросить: нет ли и моей вины в том, что мой муж ( жена, сын и т.д.) нашёл «истину в вине» (водке, пиве и т.д.)? Не потому ли муж стал искать утешения в спиртном, что я долго не желала разрешить семейный конфликт, пойти ему в чём-то навстречу? Не потому ли сын-подросток не отпускает теперь банку пива из рук, что я всецело была поглощена только своими заботами , и мне никакого дела не было до его проблем и переживаний? Думается, повод для покаяния и исправления есть всегда и у всех. Так что и самим родственникам было бы желательно поисповедоваться и причаститься и в чём-то исправить свою жизнь.
У всех, наверное, на слуху знаменитая фраза алкоголика: «Слушай, ты меня уважаешь?» Обычно она вызывает у нас снисходительную улыбку. Между тем здесь есть над чем серьёзно задуматься. Человек создан по образу Божию, и уже в силу одного этого он высок над остальными тварями и достоин уважения. И не только достоин. Душа любого человека, даже морально опустившегося, подсознательно ищет и жаждет уважительного отношения к себе. Душа пьяницы тоскует по тому уважению, которое он потерял со стороны своих близких. Будучи не в силах вернуть его, он ищет себе то окружение, в котором сможет получить утвердительный ответ на столь волнующий его вопрос. Вот и сидят где-нибудь на завалинке три «уважаемых» человека и «соображают на троих». И им хорошо друг с другом. Потом один из них идёт домой, переступает порог и слышит: «Ах ты такой-сякой! Опять напился как свинья!» и ещё что-нибудь в этом роде. Какое желание возникает у него в ту минуту? Правильно. Опять вернуться туда, где его «уважают».
В одном фильме о наркотиках один из наркоманов с грустью говорит: «Бывает, бросишь колоться, пройдёшь по улице, встретит тебя старый знакомый, посмотрит на твой помятый вид и так небрежно бросит: «Ну ты как? Всё ещё колешься?» И от этого так тоскливо станет, что хочется убежать и опять обколоться, обкуриться, напиться».
Так что от нас потребно в высшей степени чуткое и деликатное отношение к нашим попавшим в плен зелёному змию родственникам. Нам самим порой следует учиться и учиться проявлять христианскую любовь и уважение. А это , согласитесь, порой бывает ох как трудно, особенно, когда объект нашей любви, казалось бы, потерял даже человеческий облик. На нас возлагается огромная ответственность. Подумайте только: как легко поспешным, неосторожным, необдуманным словом произвести эффект, противоположный ожидаемому: вместо того, чтобы вытащить человека из бездны порока, ещё глубже ввергнуть в неё. Вместо того, чтобы приблизить ко спасению, ещё более отдалить от него.
Если же наши слова произвели благоприятное действие и человек решился встать на путь исправления, то теперь серьёзной проблемой может стать заполнение вакуума, образующегося в душе после отказа от злоупотребления спиртным. Вот почему так важны в этот момент поддержка, забота и внимание в семье, физический труд или какая-либо творческая деятельность, а также духовная жизнь и молитва.

 Да, преодоление недуга пьянства и исцеление от алкоголизма – очень трудное дело. Однако будем помнить, что Богу всё возможно. Всё возможно и верующему. Господь всем нам хочет спасения. Он принимает искреннее покаяние любого человека и подаёт Свою всесильную помощь. Но первое усилие должно быть непременно с нашей стороны. Потому что Бог не нарушает свободы человека и не спасает насильно. Выбор между жизнью и смертью Он предоставляет сделать нам.

Диакон Виталий (Гарабов),
г. Чистополь.

Наши видеоканалы:
Пожертвования