Наша рассылка
Хотите быть в курсе событий нашего Прихода и Православного мира? Тогда Вы можете подписаться на нашу почтовую рассылку, заполнив данную форму. 
Управление подпиской
Православные новости

Обет трезвости

В нашем обществе трезвости "Преображение" в настоящее время несут обет трезвости 12 человек.

Что такое ОБЕТ и для чего его давать?

Одной из наиболее действенных форм церковной практики в области борьбы с пьянством является "изъявление ОБЕТА ТРЕЗВОСТИ". Суть его заключается в том, что служится специальный молебен о страждущем недугом пьянства, молитвы которого содержат прошения ко Господу, Пречистой Его Матери и святым Его угодникам об укреплении и помощи страждущему, решившему с Божьей помощью остановить свое падение и вернуться к трезвому образу жизни.
В конце молебна болящий коленопреклоненно читает МОЛИТВУ-ОБЕТ, в котором отрекаясь от пагубной страсти, берет на себя обязательство не употреблять (ни капли!) спиртного и не соблазнять к этому других в течение определенного срока (неделя, месяц, несколько месяцев, год - кому сколько по силам).
Первая реакция пьющего человека (даже, так называемого "умеренно-пьющего"), как правило, отрицательная: Нет... ни за что... слишком большая ответственнось...вдруг я нарушу... и т.п. Это - первое действие обета: человек обнаруживает в себе СТРАХ БОЖИЙ. Каждому человеку страх перед Богом присущ по естеству, т.к. любая душа знает о существовании Бога и о Его могуществе. И отрицание (даже категорическое) обозначает лишь одно: человек ЗНАЕТ Бога и не хочет его прогневать.
Вот здесь уместно задать такому человеку вопрос: что больше прогневает Бога - неудача в попытке одолеть греховную страсть или отсутствие самой таковой попытки?
Независимо от того, ответит ли человек на этот вопрос (точнее - захочет ли ответить), начнется второе действие обета: человек станет об этом размышлять, время от времени возвращаясь к этой теме, мысленно примеряя на себя обет, испытывая свои чувства. В этой ситуации хорошо бы напомнить, что обет дается на определенный срок, который дающий обет устанавливает сам, поэтому срок этот может быть сколь угодно мал. Но самое главное, что в течение этого срока Сам Господь помогает человеку, отводя от него внешние и внутренние соблазны. Подтверждением тому служат многочисленные свидетельства, тех, кто давал обет: помощь Божия действенна и чудесна.
И, наконец, третье действие наступает тогда, когда человек исполняется решимости ступить на этот путь и дать обет Богу.
Целую гамму чувств испытывает человек, решившийся дать обет:
это, прежде всего, ни с чем не сравнимое волнение (не знаю ни одного примера, когда бы кто-то остался равнодушным перед обетом),
затем - глубокое и серьезное осознание важности этого шага, понимание великой ответственности,
и, конечно же - радость. Радость не имеющая ничего общего с мирским всельем - возвышенное духовное чувство СОПРИЧАСТНОСТИ БОГУ, вполне осязаемое ощущения присутствия благодати Божьей.
Все эти чувства имеют под собой весьма глубокое основание: Человек, дающий обет, подобен святым праведникам (Ною, Аврааму, Илие, и другим), ибо он тоже заключает с Богом некий договор, завет (обет), содержащий взаимные обязательства. И Бог выступает в этом случае НА РАВНЫХ с человеком: не повелевает, не принуждает, не ограничивает свободу - Он ВЕРИТ в нас так, как мы, порой, не умеем верить в Него. И эта вера Бога в грешного (даже падшего) человека, безусловно, обнадеживает, вдохновляет, окрыляет и самую зачерствевшую душу. Причем это чувствует не только тот, кто дает обет, но и священнослужители и клирошане, и все присутствующие в храме, что, в свою очередь, приносит ощущение единения в Боге, которое у людей принято назвать словом ЛЮБОВЬ (в самом возвышенном смысле этогол слова).
И в завершение - несколько "аргументов" против обета:
Лукавый враг рода человеческого "иский, кого поглотити", конечно, не может спокойно отнестись ни к какому благому делу, тем более, того, чья душа (по мнению лукавого) уже порабощена страстью, и значит, совершает свой путь не к спасению, а в погибель. Действовать напрямую, ставя препятствия на пути к храму, малоэффективно - большинство христиан знают эти козни лукавого и умеют противопоставлять им свое непреклонное намерение и молитву о помощи. Он же предлагает разные "благовидные предлоги", чтобы не дать человеку сделать шаг ко спасению души - на то он и лукавый (хитрый, то есть).
Вот - наиболее часто встречающиеся "аргументы":
-страшно (вдруг нарушу?) - не страх Божий, а трусливая мыслишка: ничего не делать, чтобы не ошибиться.
- слишком большая ответственность - как будто жить по страсти - меньшая ответственность...
- сначала нужно привести себя в порядок (остановиться и т.п.), потом уж и давать обет - т.е. сначала вылечиться, а уж потом...
- сначала нужно стать примерным христиананом (молиться, ходить в храм, соблюдать посты и т.п)... - кому нужны врачи - здоровым или больным?
- нет, не сейчас: вот с понедельника (с начала месяца, Нового года и т.п.) начну новую жизнь - это один из самых хитрых ходов лукавого, способный остановить человека НАВСЕГДА (т.к. всегда впереди найдется еще более веский "повод для нового начала").
Все эти блюда подаются под очень "пикантным соусом" доброжелательности ближних: обычно такие советы звучат из уст самых дорогих и близких (родственников, друзей, знакомых, священнослужителей даже)... И мы не должны их за это винить - они, как правило, действуют из самых лучших побуждений, поэтому лукавый именно в их уста вкладывает свои соблазнительные предложения.
Обет – это добровольное обещание Богу посвятить Ему себя или сделать какое-либо доброе дело, к которому человек не обязан законом, или воздержаться от чего-либо, не запрещенного законом.
Традиция принятия обетов описана в Ветхом Завете. При произнесении слов обета неисполнение их считалось грехом.
Не нужно думать, что обещания Богу дают только монашествующие. Вся жизнь христианина состоит из обещаний Богу. По традиции человек, желающий принять Святое Крещение, отрекается от сатаны и всех дел его (в знак полного разрыва с сатаной крещаемый дует и плюет на него), после этого крещаемый обращается к Христу и дает обещание жить по Его воле. Только после этого начинается чин Крещения. Кроме того, каждый раз после таинства исповеди христианин, целуя Святой Крест и Евангелие, дает обещание исправить свою жизнь и впредь не грешить.
Первое обетование людям дал Бог о пришествии в мир Спасителя Христа. Все обетования Божии, описанные в Священном Писании, сбываются до сих пор. Таким образом, Бог показывает людям, что обет есть одно из средств для скорейшего соединения с Ним, научая Своим примером обетовать и строго выполнять обетованное. “...Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему” (Пс. 75, 12). Родители Пресвятой Девы Марии – святые праведные Иоаким и Анна – дали обещание посвятить Богу своего Младенца.
Причины, побуждающие людей давать и исполнять обеты Богу, самые разные: из желания полностью посвятить себя служению Богу особые обеты дают монахи. Другие надеются на милость Божию, исполнив обет, удостоиться получить желаемое. Многие берут обет ради близких, которые попали в трудные обстоятельства жизни, с просьбой даровать им помощь. Обет неразрывно связан с понуждением себя, с самопожертвованием и самоотречением, иначе он не угоден Богу.
На Руси существовали определенные виды обетов Богу: построить храм, сходить на богомолье в монастырь, поставить “пудовую свечу”, поработать на монастырь. В словаре В. Даля читаем: “обещанник” в монастырях – это трудник, человек, принявший на себя обет приехать поработать на монастырь бесплатно; “обетная церковь” – церковь, выстроенная по обету.
Традиция принятия обетов воздержания от вина в России возникла в конце XIX в. и имела целью помочь людям избавиться от этого порока. Святой Царь-мученик Николай II говорил: “Трезвость народа – надежная основа его мощи и благосостояния”. Он был покровителем Общества трезвости в Санкт-Петербурге.
Обещания освящаются обетом для того, чтобы, с одной стороны, оградить изменяемость воли человека, обезопасить его от нарушения добродетели воздержания, так чтобы уже и не думать о соблазнах, с другой стороны, чтобы посредством церковного обряда привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую и вспомоществующую в трудных подвигах воздержания.
Почему трезвость по обету имеет большую важность, нежели трезвость без обета? Потому что всякое доброе дело тем лучше и совершеннее бывает, чем с большею делается напряженностью душевных сил. Тогда оно делается с большим усилием духа, с большею обдуманностью, с большею любовью, решимостью и постоянством, нежели делаемое без обета. 
Наши видеоканалы:
Пожертвования