Наша рассылка
Хотите быть в курсе событий нашего Прихода и Православного мира? Тогда Вы можете подписаться на нашу почтовую рассылку, заполнив данную форму.
Управление подпиской Православные новости
|
Дмитрий Тимофеевич ТРОСТЯНСКИЙИз истории храма
1712 г. – строительство первого деревянного трёхпрестольного храма Воскресения Христова с приделами святителей Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского. Основатель села и первый храмоздатель – ближний боярин, губернатор Казанский и Астраханский, граф П.М. Апраксин. 1754 г. – взамен обветшавшего новые владельцы села Алексеевское – горнозаводчики Демидовы - возвели каменный трёхпрестольный храм. 1826 - 1836 гг. – поэтапная перестройка старого храма во времена новых хозяев села – сенатора А.И. Сахарова и его предков. Этот храм был закрыт в феврале 1938 года и разрушен в 1959 году активистами советской власти. Первые священники храма Воскресения Христова
1780 – 1798 гг. – Иоанн Диомидов. 1793 – 1806 гг. – Иван Николаевич Билярский, с 1802 г. - благочинный. 1806 – 1814 гг. – Степан Николаевич Чернышёв, с 1810 г. - благочинный. 1814 – 1815 гг. – вакансия. 1815 – 1819 гг. – Димитрий Иванов Токарев. 1819 – 1822 гг. – вакансия. 1822 – 1853 гг. – Михаил Степанов Полиновский, благочинный. 1853 – 1855 гг. – вакансия. 1855 – 1870 гг. – Яков Семёнов Воронов, умер 10 января 1870 г. 1870 – 1872 гг. – Димитрий Алексеевич Чудовский. 1872 – 1874 гг. – Александр Измайлов. 1875 – 1885 гг. – Василий Михайлов Заболоцкий. 1885 – 1889 гг. – Флегонт Александров Петров, благочинный, умер 5 августа 1889 г.
Миссионер, проводил большую работу, направленную против раскольничества, большой знаток своего дела.
21.08.1884 г. – 1891г… – Василий Иванов Нечаев, благочинный.
Автор документа «Летопись Воскресенской церкви села Алексеевского Лаишевского уезда», изданного в г. Казани в 1893 году и сохранившегося до наших дней. Василий Нечаев – священник духовного происхождения Казанской епархии, окончил Казанскую духовную семинарию по первому разряду. В Алексеевское переведён из с. Монастырский Урай Лаишевского уезда с назначением в благочинные 4-го участка Лаишевского уезда. Имел награды: набедренник, скуфью, камилавку и наперсный крест.
Вторые священники:
1780 – 1790 гг. – Симеон Тихонов. 1790 – 1800 гг. – Василий Никонов, до 1793гг. – священник, с 1793 по 1800 гг. – протопоп. 1800 – 1812 гг. – Илья Разумовский. 1812 – 1817 гг. – Борис Иванов Рыбинский, умер 9 июля 1817 г. 1817 – 1830 гг. – Лазарь Афанасьев Добро(с)мыслов, прежде, с 1814 по 1817 гг. служил здесь же диаконом. 1830 – 1837 гг. – Михаил Григорьев Лебедев. 1837 – 1869 гг. – Андрей Павлов Сперанский. 1869 г., февраль – декабрь – Иоанн Чудовичев. 1869 – 1875 гг. – Александр Владимиров Бузановский. 1875 г. – вакансия второго священника упразднена. Диаконы: 1780 - 1800 гг. – Феодор Яковлев. 1800 – 1812 гг. – Борис Иванов Рыбинский. 1812 – 1814 гг. – вакансия. 1814 – 1817 гг. – Лазарь Афанасьев Добромыслов. 1817 – 1821 гг. - Семён Кабанский. 1821 – 1842 гг. – Павел Петров. 1842 – 1969 гг. – Константин Игнатьев Голубев. 1870 г. – вакансия. 1871 – 1873 гг. – Арсений Александров Сквердов. 1873 – 1877 гг. – вакансия. 1877 – 1882 гг. – Александр Артизанов. 1883 – 1887 гг. – Василий Семёнов Ляпидовский. 1887 – 1890 гг. – Иван Александров Минеев. С апреля 1891 г… – Сергей Леонтьев Толпегин.
Крестьянского происхождения из с. Алексеевское, сын церковного старосты, певчий, выдающийся чтец, окончил курс в Алексеевском сельском училище. Был замечен священником Флегонтом Александровичем Петровым и приобщён к активному православному миссионерству среди раскольников. Преуспел в своей деятельности настолько, что был подготовлен отцом Флегонтом к сдаче экзамена на звание учителя и определён учителем Феодоровской церковноприходской школы. Милостью архиепископа Казанского Высокопреосвященнейшего Павла с 6 октября 1889 г. был определён в с. Алексеевское вторым псаломщиком, в декабре этого же года – помощником противораскольнического миссионера по Лаишевскому уезду. По распоряжению владыки собеседования Толпегина с раскольниками были напечатаны в «Известиях по Казанской епархии», а также изданы отдельной брошюрой в 100 экземплярах. И, после обращения Его Высокопреосвященства в Святейший Синод с ходатайством, Толпегин был освобождён от воинской повинности и посвящён в диакона алексеевской церкви.
Дьячки:
1780 – 1790 гг. – Феодор Якимов и Григорий Иванов. 1790 – 1800 гг. – Игнатий Алексеев и Борис Иванов. 1800 – 1801 гг. – Иван Феодоров и Борис Ананьев. 1801 – 1806 гг. – Феодор Феодоров. 1802 – 1811 гг. – Матвей Андреев. 1811 – 1816 гг. – Сергей Соловьёв. 1812 – 1816 гг. – Кузьма Феодоров. 1815 – 1847 гг. – Николай Сперанский. 1816 – 1821 гг. – Василий Иванов и Сергей Андреев. 1821 – 1830 гг. – Павел Буевский. 1828 – 1836 гг. – Иоасаф Григорьев. 1830 – 1847 гг. – Павел Тимофеев. 1836 – 1845 гг. – Порфирий Сокольников. 1847 г. - вакансия второго дьячка закрыта 1847 - 1854 гг. – вакансия. 1854 – 1858 гг. – Александр Цветков. 1858 – 1869 гг. – Иван Фиалковский. 1869 – 1871 гг. – Арсений Скворцов. 1871 - 1882 гг. – вакансия. 1882 – 1883 гг. – Илья Лебедев. 1883 – 1884 гг. – Николай Голубев. 1884 – 1885 гг. – Евгений Чернышев. 1885 – 1889 гг. – Пётр Вишневский, умер в январе 1889 г. 1889 – 1891гг… - Яков Иванов Титов, псаломщик, солдатский сын, по происхождению из здешней губернии, в училище не обучался. Переведён в феврале 1889 г. из с. Красная Горка Мамадышского уезда по ходатайству священника Флегонта Петрова как хороший регент. Пономари: 1800 – 1805 гг. – Николай Григорьев. 1801 – 1814 гг. – Александр Гурьев. 1812 – 1815 гг. – Степан Горьковский. 1814 – 1817 гг. – Семён Кабанский. 1816 – 1821 гг. – Михаил Лебедев. 1821 – 1857 гг. – Гавриил Никитин Феонов. 1841 – 1846 гг. – Иван Разумовский. 1857 – 1862 гг. – Садок Лебедев. 1862 – 1867 гг. – Александр Соловьёв. 1867 – 1869 гг. – Иван Вишневский. 1869 – 1883 гг. - Василий Семёнов Ляпидовский. 1883 г. - вакансия пономаря закрыта. Церковный староста в 1890 - 1891 гг. – Григорий Антипов Онучин, крестьянин села Алексеевское.
Жизнеописание последнего священника Воскресенской церкви села Алексеевского Дмитрия Тимофеевича ТРОСТЯНСКОГО.
Дело о закрытии Алексеевского храма было начато соответствующими органами 15 февраля 1937 года, закончено 20 февраля 1938-го. Именно в это время, с апреля по декабрь 37-го в ней служит отец Дмитрий – человек умный и образованный, безусловно, хорошо понимающий логику действий новой власти в ее богоборческих устремлениях, осведомленный об инструментах и тактике этой борьбы. Очевидно, к нам он ехал, уже будучи «под колпаком» репрессивного аппарата - уж очень быстро сработала карательная машина, дав приезжему батюшке подышать Алексеевским воздухом в продолжение невеликих восьми месяцев. Потом арест и скорый расстрел… Знал ли он об этой угрозе? Вполне вероятно, что знал. И все-таки не попросился учителем в школу, или счетоводом в сельсовет, или в сторожа нищего колхозного амбара. Он был священником и хотел служить, и служил бы честно даже в том случае, если б на его пастырский призыв отзывались нестройной разноголосицей лишь несколько неграмотных старух. Он знал о своем долге и был верен ему до последнего мгновения земной жизни. Так что это был за человек – Дмитрий Тимофеевич Тростянский, последний служитель нашей старой церкви, закрытой, затем безжалостно разрушенной и разобранной на кирпичи? О некоторых страницах его жизни рассказывает материал, подготовленный по архивным документам. Отец Дмитрий Тростянский родился в семье священника 21 сентября 1884 года в слободе Варваровка Воронежской губернии. Отец его служил в с. Верхняя Катуховка Воронежского уезда, с 1908 года - в Успенской церкви слободы Монастырщенка (ныне в черте г. Воронежа). Начальное духовное образование Дмитрий получил в Бирючевском духовном училище, с 1899 по 1905 годы он обучался в Воронежской духовной семинарии, которую закончил только с отличными оценками по 1 разряду.
В 1906-1910 гг. Тростянский учится в Киевской духовной академии. Академию он закончил вторым по списку из 51 учащегося. Отзывы доцента В. Попова и заслуженного ординарного профессора Н. Дроздова на кандидатское сочинение Д. Тростянского «Базельский собор (1431-1449)» очень одобрительные. Вот что пишет Попов: «Сочинение Тростянского необходимо признать научно-обстоятельной работой по содержанию и добросовестной по отделке». Профессор Дроздов выносит такое заключение: «…рассматриваемое сочинение представляет солидный труд, свидетельствующий не только о трудолюбии автора, но и о способности его к серьезным научно-литературным работам». Вместе с первым по списку - Сергеем Епифановичем - Дмитрий Тростянский был оставлен в академии еще на год профессорским стипендиатом. Но не по кафедре истории и обличения западных исповеданий и сектантства, где он писал кандидатское сочинение, и не на кафедре латинского языка, который он прекрасно знал (об этом шла речь на заседании Совета академии), а на кафедре общей гражданской истории. Профессор Н. Мухин составил для него план научных изысканий: «изучать взгляды историков о причинах падения Римской империи». (Извлечения за 1910/11, с. 73). Однако серьезный труд писался тяжело. Если Сергей Епифанович через год представил магистерскую диссертацию и был оставлен в академии, то отзыв о работе Тростянского отмечает его трудолюбие и способности, при том, что работа только начата. Вероятно, ему мешало плохое знание французского языка, на котором писали наиболее выдающиеся историки, так как и в семинарии, и в академии Тростянский изучал немецкий язык. Среди сокурсников Дмитрия Тростянского по академии - будущие известные деятели Церкви: епископы Владимир (Юденич), Фотий (Пурлевский). С 1911 он преподает всеобщую гражданскую историю в Казанской духовной семинарии. В августе 1915 года, находясь в Коротояке, Дмитрий Тимофеевич заболевает брюшным тифом и лечится в Коротоякской земской больнице. Только 15 сентября он прибывает в Казань, и, хотя врач рекомендует ему не приступать к работе до декабря, уже 16 ноября он начинает работать. Вскоре, однако, молодой преподаватель сталкивается с проблемами материального плана, о чем пишет следующее: «…Вследствие болезни я должен был отказаться от должности классного воспитателя, а это сократило на треть мой и без того скромный бюджет. Я человек семейный, в семействе у меня жена и двое детей. И прежде, когда жизнь в Казани была гораздо дешевле, я едва мог прожить на свое жалованье, а теперь, когда жизнь страшно вздорожала, а получаемое мною содержание значительно уменьшилось, материальное положение сделалось необычайно тяжелым…» Действительно, по отчетам семинарии в 1911-1916 гг., он не имел других заработков, кроме семинарских. В 1916 году у Дмитрия Тимофеевича заканчивается обязательный для выпускников духовных академий срок службы в духовных учебных заведениях, и он ищет более доходное место, собираясь при этом стать священником. Тростянский просится в священники Воскресенской церкви города Казани, очевидно, собираясь при этом оставаться и преподавателем семинарии, но 22 июня 1916 года получает отказ.
Дмитрий Тимофеевич думал также занять должность смотрителя классов Лубенского епархиального женского училища Полтавской епархии. Епархиальное училище - среднее учебное заведение для девочек из духовного сословия. Должность смотрителя классов была чем-то средним между нынешними директором и завучем, официально же во главе епархиального училища всегда стояла женщина-начальница. Должность смотрителя предполагала обязательное принятие сана священника и настоятельство в училищной церкви. Принципиальное согласие епархиального архиерея было получено: 9 июля 1916 года он запрашивает у руководства Казанской духовной семинарии формулярный список Дмитрия Тимофеевича и его характеристику. Ректор семинарии протоиерей Василий Беликов дает хороший отзыв: «Димитрий Тростянский отличается полной безупречностью в нравственном отношении и аккуратностью и усердием в служебной деятельности». Почему перевод не состоялся, неизвестно, большинство дел Казанской духовной семинарии за 1917 год не сохранилось. Меж тем жизнь в России катастрофически меняет весь уклад. С 24 сентября по 15 октября 1918 года Дмитрий Тимофеевич (напомним, получивший блестящее образование в области не только духовных, но и гуманитарных дисциплин) - писарь прожекторной роты 5 армии Восточного фронта. В 1919-1921 - заведующий детприемником №№ 3 в Казани.
Время было тревожное, первая волна страшных гонений на Церковь была у всех «на слуху». Однако Тростянский не оставляет мысли о рукоположении, служении Богу в священном сане. И вот мечта его сбылась: 27 мая 1921 года митрополитом Казанским и Свияжским Кириллом (Смирновым) Дмитрий Тимофеевич рукоположен в священники Казанско-Богородицкой церкви села Царицыно. Его духовник - иеромонах Иоанно-Предтеченского монастыря отец Нектарий.
(скачать оригинальный скан грамоты)
Через 16 лет служения в священническом сане, 26 апреля 1937 года, отец Дмитрий переводится в с. Алексеевское. Здесь была усилена слежка за священником.
Когда она была начата и с какой целью? Заглянем в документы. Любопытно секретное письмо ответственного секретаря Комиссии по делам о культах ТАТЦИКА К. Муртазина: «31.7.1937. Секретно Начальнику Алексеевского РО НКВД ТАССР По имеющимся у нас сведениям, бывший священник с. Царицыно Казанского района Тростянский Дмитрий Тимофеевич, 1884 года рождения, в настоящее время служит в Алексеевской церкви без соответствующей регистрации в РИКе. Этого он добился благодаря тому, что в аппарате РИКа работает кто-то из бывших дьяконов (секретарь РИКа или зав. общим отделом), фамилия которого нам неизвестна. Тростянскому была воспрещена служба в с. Царицыне ввиду того, что он нарушал законы о регистрации, в своей деятельности не останавливался в пределах ограниченного района деятельности и т. д. Просим проверить эти сигналы по своей линии и о результатах сообщить нам, чтобы принять соответствующие меры. Одновременно с этим считаем необходимым обратить Ваше внимание и на то обстоятельство, что Алексеевский РИК в течение последних 2-3 лет все время игнорирует запросы Комиссии, не представляет сведений, не отвечает на наши отношения по вопросам религиозных объединений и служителей культов. В районе, как Вам известно, работают все церкви. За 3 года Алексеевский РИК представил лишь 1 дело о закрытии мечети в дер. Ср. Тиганы. За 19 лет существования советской власти РИК не сумел еще провести ни в одном селе массово-разъяснительной работы, не мог оформить закрытия церкви. Такое исключительно либеральное отношение РИКа к серьезному политическому вопросу - как усиленная работа религиозных объединений при отсутствии антирелигиозной пропаганды - заслуживает того, чтобы заинтересовались этим делом органы НКВД и выявить корни такого зла. О результатах прошу сообщить в ТЦИК». В декабре 1937 года отец Дмитрий был арестован. Как свидетельствуют архивы, постановлением тройки при НКВД ТАССР от 21 декабря 1937 года приговорен к расстрелу. Расстрелян 8 января 1938 года в г. Чистополе. Отец Дмитрий был женат на Раисе Тихоновне Догаевой, дочери поручика Тихона Ивановича Догаева, закончившей Коротоякскую гимназию. Матушка Раиса умерла в 1922 году, оставив батюшке четверых детей, старшему из которых было восемь лет, а младшему всего два года. После мученической смерти отца в 1938 году они жили в церковной сторожке Царицынской церкви г. Казани. Вот краткие сведения о жизни последнего священника алексеевской церкви, кровью мученика запечатлевшего свою твердую веру во Христа. |
Пожертвования
|