Наша рассылка
Хотите быть в курсе событий нашего Прихода и Православного мира? Тогда Вы можете подписаться на нашу почтовую рассылку, заполнив данную форму. 
Управление подпиской
Православные новости

Скрепы веры, скрепы России

Скрепы веры, скрепы России
Рождественские чтения

В конце января внимание общественности и православных верующих было приковано к Храму Христа Спасителя. Здесь в течение пяти дней проходили XXVII Международные Рождественские образовательные чтения «Молодёжь: свобода и ответственность». Со всех концов нашей необъятной страны съехались в столицу делегации священнослужителей, прихожан, учёных, педагогов, студентов, представителей молодёжных организаций и всех, кому небезразличны судьбы России. В составе небольшой группы алексеевцев, которая входила в делегацию представителей Чистопольской епархии мне также удалось побывать на чтениях, впитать в себя новые знания, небывалые эмоции и огромные впечатления, которые останутся со мной на долгие годы…



Я не преувеличиваю. Самые первые минуты и часы в Москве потрясли грандиозностью главного храма страны и великим торжеством Патриаршей службы. В немой тишине, затаив дыхание, позабыв о дорожных и погодных тяготах, тысячная толпа ждала приезда Главы Русской Православной Церкви. Он вошёл в храм под ликующий перезвон колоколов и мощное, как морской прибой, пение церковного хора. В одно мгновенье сердце замерло, остановилось от нахлынувших чувств и едва не выскочило из грудной клетки: вот то, ради чего можно ехать за тысячи километров – большое, настоящее, непобедимое! Я никогда не видела столько архипастырей одновременно! Они выходили из алтаря бесконечной рекой, и солнце сияло в их золотых облачениях. А ещё мне никогда не доводилось быть свидетелем трогательного, бережного обряда - облачения Патриарха перед Литургией. Его юные помощники, казалось, тоже затаили дыхание, боясь нарушить трепет мгновения. И это магическое таинство завораживало и волновало до слёз. А многим ли из нас посчастливилось петь вот так – соборно, многоголосым, могучим хором, - главные наши молитвы – «Верую…» и «Отче наш»! И эти чувства первооткрывателя – яркие, удивительные – не оставляли меня до самого приезда домой. Нет, не так. Они остались со мной…

Дорогу доброму кино, или Меня это касается

Наши алексеевские ребята уже заболели этой творческой чудинкой – процессом погружения в мир кино. Их видеоролики не пустое любопытство, а результат нравственных поисков. Поэтому секция, посвящённая православному кино, близка нам и понятна. И тем более интересны были мысли выступающих! Например, о том, что дорога и кинематограф навевают ещё один образ – сказочный. Стоит богатырь на перепутье возле камня-указателя. Направо пойдёшь – в мир развлечений попадёшь (а такого кино у нас навалом). Налево пойдёшь – в царство «чернухи» угодишь (бандиты, коррупция, интриги, предательство – ими тоже заполнены каналы телевидения под завязку). Наконец, дорога прямо – кино духовное, нравственное. Ведь нравственность – вот истинная правда! И этот путь самый трудный, он таит множество преград. Такое кино малодоступно широкому зрителю. Не просто транслировать на канале «Спас» - его надо нести в школы, в молодёжную среду, включать в школьные программы, открывать специальные кинотеатры, чтобы быть уверенными за наше будущее.



Но и требования к таким работам особые. Чтобы достучаться до юных сердец, православные фильмы должны быть высокохудожественными и высоконравственными. Только тогда они могут перевернуть сознание, направить на верную тропу. Ведь дети думают и головой, и сердцем. И знаете, что остаётся целиной для российской кинодокументалистики? Тема русского купечества. Я вспоминаю «Лето Господне» Ивана Шмелёва и вижу нравственные примеры: честность и трудолюбие, житейскую мудрость, хозяйскую хватку и благотворительность, ответственность перед обществом и Богом. Живые люди, живые ориентиры.

Можно спорить, а можно крепко задуматься над многими прозвучавшими «формулами» действительности: о том, что сегодня создан новый человек, который больше смотрит и меньше думает, и надо ориентировать кино на такого зрителя; что за свою историю кино принесло человечеству больше зла, чем пользы, - настолько оно меняет наш внутренний мир; что в 1960-х годах героем времени был демагог, а сегодня – имитатор (страшно ощущать себя в этом искусственном мире!); что, по Кончаловскому, при всей свободе выбора идеология всё-таки нужна, и нужны ограничивающие художника рамки.



Меня поразила своя – кинематографическая! – неоспоримая «троица»: Тарковский – Шпаликов – Шукшин (тоже нравственные ориентиры для нас). И буквально пригвоздило к сиденью название одного документального фильма: «Меня это не касается». Позиция современников, вошедшая в заголовок, буквально кричит, пытаясь разбудить зрителя. Нет, это касается каждого. И даже если что-то у нас не получится, надо хотя бы попробовать!

Живите в доме – и не рухнет дом!

Секцию «Христианское воспитание в христианской семье» вёл протоиерей Димитрий Смирнов, который в самую первую минуту, пока мы размещались в рядах в поисках удобного местечка, преподал нам нравственный урок: «Говоря кратко о христианском воспитании – это чтобы человек никому ни в чём не мешал. Если ты садишься, как тебе удобно, - ты не христианин! И второе. Когда два священника разговаривают, женщины должны стоять и молчать, а не просить благословения». Строго? И даже резко? Но, согласитесь, как к месту и по существу! В своём выступлении-проповеди он говорил о «мусоре» в жизни, в головах, на телевидении: «Есть одна программа с безобразным названием «Ты лучший». Но ведь главная наука и главное искусство для человека, идущего к Богу, - это христианство».

 

С младых ногтей в наших семьях дети должны знать православные храмы и святых, понимать притчи и чётко представлять себе, что такое хорошо и что такое плохо. Все дети тянутся к хорошему, и взрослые должны им это дать. Всё идёт из семьи. Именно семья, а не школа или кто-то другой, ещё до исполнения семи лет обязана вложить в будущего гражданина страны личностные качества. Математика – царица наук, и к ней обратился в вопросах воспитания личности Толстой, наш знаменитый классик: «Человек – это дробь. Числитель – это то, что он есть. А знаменатель – кем он себя представляет. И чем больше знаменатель, тем он меньше христианин».



Если ребёнок не знает о Боге, он обожествляет родителей. А это неверно. Родители – посланники Божии, и отец – главный посол от Бога! На нём исстари лежала ответственность за воспитание, и это было в традициях дворянских семей. Маме нельзя рушить авторитет отца, нельзя поносить его! Это непреложно. А второе важное правило, идущее из глубины веков: ребёнок должен уметь владеть собой! Правило благочестия, христианской души. Наша трагедия в том, что ХХ век, советский период, посредством насильственного искоренения православия исказил, буквально уничтожил ключевые сферы жизни человека – традиционную семью, общину. За эти десятилетия почти угасли православная жизнь и вера, упала роль отца в семье, выросли доля сожительства, число неполных семей, упала рождаемость.

80 лет воинствующего и 30 лет культурно-социального секуляризма – особенность российской ментальности. Наша история, культура и наша судьба. И дети-сироты (зачастую при живых родителях), воспитанники интернатов – это тоже грустная, нет, постыдная действительность. Как рассказала нам психолог из Донецка, сиротство – это смерть! Ведь недолюбленные дети через всю жизнь несут в себе обиду и одиночество, инфантилизм, мстительность и злопамятство, замкнутость и неуверенность, чувство собственной вины и отсутствие веры. И как важно, чтобы на этом страшном пути ребёнку, лишённому семьи, встретился хотя бы один взрослый человек, который в него поверит, и которому он будет доверять. Столько боли было в этих словах, что, я уверена, даже у мужчин, сидящих в зале, повлажнели глаза. Живите в доме – и не рухнет дом, берегите друг друга, любите своих детей – и вы одолеете любые преграды, выдержите любые трудности! Страх возводит стены, любовь строит мосты…

Тема семьи тесно переплелась с темой молодёжи. И я с увлечением слушала рассказы об уроках воспитания в школе, об удивительной экскурсии «Петербург глазами Достоевского». Произведения классика сливались с видами, уголками великого города-страдальца. Царское Село, где учился лицеист Пушкин, Феодоровский храм, где на молитве стоял сам император Российский. И думалось вслед взволнованным голосам: православные семьи, наши храмы, святыни, наша память и добрые традиции – какие ещё нужны скрепы, чтобы удержать Россию!



Научиться жить по совести

В день отъезда я слушала доклады на секции по канонизации святых. Труднее всего рассказать об этом дне. Ведь болью и страданием были наполнены каждая строка записи, каждое упоминание о новомучениках Российских, испивших сполна чашу гонений и мук, прошедших голгофу в казематах ГУЛАГа, канувших в Лету, затерянную в секретных архивах, или стёртых с лица земли без суда и следствия. Я поняла главное: мы обязаны отыскать забытые имена, обязаны рассказать молодёжи о каждом из них. В музеях, храмах, воскресных школах – можно по-разному увековечить память тех, кто пострадал за веру православную. Установить поклонные кресты, назвать улицу именем новомученика, организовать выставку, концерт, провести вечер в скорбную дату – 30 октября, в день памяти жертв политических репрессий. Прийти с этой болью в школу, а лучше вместе с детьми съездить на места гибели невинных людей, вместе включиться в поиск и хоть что-то найти! И тогда знания перейдут в воспитание, в духовное становление наших детей. Участники секции выступили с инициативой проведения по всей России акции «Бессмертный полк», посвящённой всем пострадавшим в годы репрессий. Выйти на площади городов и сёл с иконами и фотографиями новомучеников. На одном из этих портретов алексеевцы увидят и последнего священника села протоиерея Димитрия Тростянского, погибшего в январе 1938 года в Чистопольской тюрьме. Это будет малая дань памяти и наша молитва о прощении. Нам всем нужно научиться жить по-Божески, по-человечески. Научиться жить по совести.

В рамках программы Рождественских чтений мы побывали в Доме кино на удивительном вечере, посвящённом памяти талантливого режиссёра, писателя, иконописца Владимира Щербинина. Его вёл народный артист России Валентин Клементьев. Встреча незабываемая – душевная, искренняя. Рядом в зрительном зале сидели дорогие мне люди: наш мудрый пастырь отец Павел, хрупкая, но очень надёжная и славная Вероника Фролова и любимица алексеевской публики певица Анна Сизова с супругом Сергеем и сыном Серафимом. В конце вечера мы получили благословение от митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова). И его тёплая улыбка стала добрым напутствием, ещё больше укрепив в понимании важности каждого из нас и вас в судьбе большой страны. Мы, православное сообщество, наша история, бережная память, дела, наша молодёжь, надежды – всё это и есть  скрепы веры, скрепы России.

Любовь АБРАМОВА




Возврат к списку